Детский ортопедический санаторий «Пионерск»
Федеральное государственное бюджетное учреждение Минздрава России

Введение


Внутренний мир ребенка с ограниченными возможностями здоровья очень сложен. Чтобы помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающего мира, познать собственное «Я», раскрыть его творческое начало, необходимо приблизить его к искусству.

Известно, что занятия драматерапией можно рассматривать как моделирование жизненного опыта людей, как мощный психотренинг, развивающий его участников целостно: эмоционально, интеллектуально, духовно и физически.

Методика социальной реабилитации детей-инвалидов средствами драматерапии является одной из форм художественно-эстетического освоения мира, она играет существенную роль в дальнейшей интеграции ребенка в социум.

В методике отражены позиции известных авторов, а также использованы материалы ведущих зарубежных специалистов. Так, например, в методике присутствуют элементы психогимнастики Н.А. Сакович, Т.В. Кунигель.

В предлагаемой методике используются элементы драматерапии, сказкотерапии, куклотерапии, психогимнастики, интеграционных танцев, театра-экспромта, которые вносят непринужденность и возможность импровизации в занятии с детьми. Комплекс упражнений для формирования навыков передачи и получения обратной связи, снятия напряжения, на установление контактов основан на глубоком изучении материалов Фонда «Образование для демократии».

Занятия драматерапией способствуют созданию положительного эмоционального настроя, разрядке эмоционального напряжения, получению ребенком опыта успешности,  обеспечению процесса интеграции со сверстниками и взрослыми.

Цель: помочь детям 7-14 лет с ограниченными возможностями здоровья осуществить интеграцию в общество через занятия драматерапией.

Для достижения поставленной цели необходимо:

  • развивать коммуникативные навыки детей;
  • развивать познавательную деятельность и эмоциональную сферу;
  • формировать личность ищущую, активную, творчески мыслящую;
  • развивать творческую активность и адаптивность ребенка к среде, в которой он временно пребывает, без ущерба его дальнейшего пребывания в обществе;
  • развивать чувство внутреннего контроля.

Методика имеет следующую структуру:

  1. Пояснительная записка.
  2. Введение.
  3. Принципы создания методики.
  4. Средства реализации.
  5. Позиция педагога.
  6. Ожидаемые результаты.
  7. Предтечи, разновидности, последователи.
  8. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста.
  9. Возрастные особенности детей среднего школьного возраста.
  10. Содержание УВП и процессуальная характеристика.
  11. Занятия.
  12. Апробация и внедрение результатов исследования.
  13. Список литературы.
  14. Материально-техническая база.

Методика представлена 6 занятиями: 3-для детей младшего школьного возраста; 3- для детей среднего школьного возраста. Реализация программы осуществляется через интегрированные занятия с детьми младшего школьного возраста (1 занятие в неделю) и детьми среднего школьного возраста (1 раз в неделю).

Временной режим проведения занятий ориентирован на 21 день.