Детский ортопедический санаторий «Пионерск»
Федеральное государственное бюджетное учреждение Минздрава России

Предтечи, разновидности, последователи


Драматерапия – это современный вариант психодрамы для решения личностных и безличностных проблем с использованием масок, ролевых импровизаций и постановки различных пьес. По мнению специалистов, такой мини-театр помогает людям на время избавиться от комплексов, найти решение конфликтов и повысить самооценку. Основателем психодрамы является известный психолог Дж. Морено (1892-1972). Сущность психодрамы в разыгрывании не готовых ролей, а импровизаций на проблемную тему, травмирующую ситуацию. При этом «актеры» и «зрители» меняются местами и процесс повторяется. Результатом занятия является катарсис, эмоциональное потрясение, внутреннее очищение. Одной из современных методик, относящихся к кинезитерапии, имеющих непосредственное отношение к драматерапии, является психогимнастика (М.И. Чистякова). Она включает в себя некоторые игровые варианты психотерапии, аргестивные (основанные на внушении), тренировочные, разъясняющие, активизирующие психомоторику, этюды, упражнения, игры, направленные на развитие различных сторон личности ребенка. Психогимнастика по задачам и содержанию близка к программе рационально-эмоционального воспитания в США (А. Верон, 1983). Основная цель психогимнастики – научить ребенка справляться с жизненными трудностями. Образно-ролевая драматерапия (разыгрывание по ролям и драматизация сюжета) позволяет через «роль»-лечебный образ» осуществлять реконструкцию поведенческой ситуации. Проигрывание ролей направлено на разрушение старых патологических коммуникативно-поведенческих стереотипов. Образно-ролевая терапия помогает решить проблемные ситуации. Арттерапия, основанная на воздействии искусства, многообразна в направлениях так же, как многообразны виды искусства. Драматерапия, психодрама, куклотерапия являются подвидами имаготерапии (от лат. imago – образ), занимающей особое место среди видов арттерапии. Ее основой является театрализация психотерапевтического процесса (И.Е. Вольпер, Н.С. Говоров, 1973г.). По своей организации может проводиться в разных формах, как-то: индивидуальная форма (использование пересказа прозаического произведения; переход рассказа в запланированный психологом диалог, который по своему содержанию может отражать и развивать изложенную ситуацию, импровизированный диалог по заданной ситуации в «режиссерской игре» с персонажами в «театре» на столе или за ширмой) или групповая форма (драматизация народной, авторской сказки, где участник исполняет «лечебный» образ персонажа, театрализация специально составленного для него рассказа, инсценирование фрагмента классической или современной пьесы). Педагогическая коррекция с помощью разных видов арттерапии связана с рождением у человека новых креативных потребностей и способов их удовлетворения. Процесс создания любого творческого продукта базируется на активном восприятии, продуктивном воображении, фантазии и символизации. (К. Юнг). Различные виды арттерапии предоставляют возможность самовыражения, самопознания и позволяют личности подняться на более высокую ступень своего развития.