Детский ортопедический санаторий «Пионерск»
Федеральное государственное бюджетное учреждение Минздрава России

Возрастные особенности детей среднего школьного возраста


Средний школьный возраст – это дети от 11-12 до 14-15 лет.

Особое положение подросткового периода в развитии ребенка отражено в его названиях: «переходный», «трудный», «критический».

В этот период жизни происходит переход от детства к взрослости, где физическое, умственное, нравственное и социальное начала являются основным содержанием взаимодействия с внешним миром. Подросток социально активен, строит отношения со взрослыми, товарищами, но также особое значение уделяет собственной личности, проектируя себя на будущее, ставя в центр свои задачи, цели, рассматривая пути их реализации. Дети данного возраста хотят чувствовать себя взрослыми, стремятся быть ими. В связи с этими изменениями подростки часто проявляют разные формы протеста и неподчинения, из-за чего между ребенком и взрослым нередко возникают конфликтные ситуации. Одним из способов разрешения аналогичных ситуаций является применение приемов драматерапии, ее использование для решения проблем, возникающих в общении с детьми подросткового возраста.

Повышение степени внимания друг к другу, создание благоприятной атмосферы, взаимодействие на равных, без учета возрастных особенностей учащихся – задачи, решаемые средствами художественного воздействия. Подростки могут проявлять себя самостоятельно в этом виде деятельности. Драматизация, в которой наиболее полно реализуются основные принципы личностного роста подростка – событийность, театральность, демократичность – позволяет подросткам «примерить» различные маски и роли, при этом показывать свои переживания без стеснения и учиться бережно относиться к переживаниям других.

В процессе данного творческого сотрудничества подростка и взрослого складываются новые способы социального взаимодействия, морально-этическое содержание которых отвечает задаче развития социальной взрослости подростка и его новым требованиям к характеру взаимоотношений со взрослыми. В процессе занятий с использованием различных форм арттерапии развивается кооперация детей, при которой индивид рассматривает себя равным другим, что ведет к взаимному контролю и соблюдению правил, к коллегиальности и достижению согласованности.

В данном виде деятельности подросток равняется на взрослого как на образец и занимает позицию его помощника. Доверие взрослых импонирует подростку, он стремится оправдать его.

Привлекательность занятий драматерапией определяется тем, в какой мере ребята учатся новому, продвигаются вперед, видят результаты своей работы. Здесь своеобразно сочетаются игра, элементы самообразования и самовоспитания. Любознательность и любопытство – особенности подростка, он открыт к восприятию нового, интересного, значительного.