Детский ортопедический санаторий «Пионерск»
Федеральное государственное бюджетное учреждение Минздрава России

Содержание УВП и процессуальная характеристика


Из-за неопределенного срока пребывания детей с ограниченными возможностями здоровья в лечебно-оздоровительном учреждении очень сложно разработать программу занятий драматерапией, систематизирующую множество форм, средств и видов арттерапии.

Занятия данной методики могут проводиться в санаториях, лагерях, группах продленного дня, в коллективах с частой сменяемостью детей. При этом занятия адаптированы как на детей с ограниченными возможностями здоровья, так и на обычных школьников.

Данная методика предлагает ввести элементы арттерапии и куклотерапии в занятия драматерпией, проводимые произвольно, по желанию и возможности участия в них детей младшего и среднего школьного возраста.

Куклотерапия основана на идентификации с образом любимого героя (сказки, мультфильма, игрушки).  Использование кукол в психолого-педагогической практике помогает решить следующие задачи:

  1. Развитие саморегуляции и самоуправления, т.к. ребенок, идентифицируясь с персонажем-куклой, учится в первую очередь управлять собой.
  2. Самовыражение через действия и слова куклы.
  3. Отыгрывание в конструктивной форме агрессивности, страхов, снятие эмоционального напряжения
  4. Приобретение многочисленных алгоритмов разрешения проблемной ситуации через манипуляции с куклами.
  5. Развитие гибкости поведения.

Технология проведения куклотерапии заключается в том, что с дорогим для ребенка персонажем разыгрывается в лицах в «режиссерской игре» история, связанная с травмирующей его ситуацией. Театрализованные игры с куклами развивают умение действовать согласованно, помогают приобретать навыки общения, пробуждают активность и находчивость. С помощью кукол, игрушек можно проиграть любые бытовые ситуации, помочь детям найти варианты выхода из разных трудных жизненных ситуаций. Обыгрывание нехороших поступков позволяет пережить их с позиций не себя лично, а со стороны постороннего человека (игрушки, куклы), не испытывая на себе неприязни сверстников. Необходимо в ходе игры добиться того, чтобы инсценирование рассказа захватило ребенка и он, сочувствуя герою, идентифицировался с ним. По мере разворачивания сюжета эмоциональное напряжение ребенка должно возрастать. Для этого сюжет строится по «нарастающей», с «разворачиванием» конфликта в конце, достигнув максимума, сменяется бурными эмоциональными реакциями (плачем, смехом), снятием напряжения. После завершения «спектакля» ребенок должен почувствовать облегчение. Очень важно, чтобы в театрализованном действии было начало, кульминация (когда герою угрожает что-либо) и развязка (герой побеждает). Конец должен быть всегда позитивным. Но ценность детского театрального творчества следует видеть не в результате, а в самом процессе работы. Главным в деятельности педагога всегда должно быть благополучие ребенка, а не абстрактные художественные ценности. Таким образом, технология куклотерапии выражается в усилении эмоционального напряжения, которое постоянно испытывает ребенок  дo такой степени, чтобы оно могло перейти в новую форму — расслабление, катарсис.

Методика «Создание условий для социальной реабилитации и интеграции в общество детей-инвалидов средствами драматерапии в санатории «Пионерск» направлена на развитие творческой активности и адаптации ребенка к среде, в которой он живет, формирование личности ищущей, активной, творчески мыслящей, принимающей нестандартные решения в критических ситуациях. Благодаря участию в занятиях, ребенок создает продукт художественной деятельности, из-за чего улучшается процесс коммуникации.  Данные занятия позволяют педагогу решать следующие задачи:

  • воспитательные (развитие способности к переживанию, умение взаимодействовать со сверстниками, взрослыми);
  • коррекционные (коррекция эмоциональной сферы);
  • психотерапевтические;
  • диагностические (выявление глубинных проблем, чувств, переживаний личности, фантазии);
  • развивающие (развитие способности к творчеству, спонтанности).

Методика реализуется с помощью различных средств и методов: атрибутики, наглядности, использования звуков, музыки, шумов, наличия кукол (ростовых, перчаточных).

К методам стимулирования мотивации учения относятся игры, групповые дискуссии, создание ситуаций эмоциональных переживаний.

Используются элементы интеграционных танцев, способствующие оживить, заинтересовать и одновременно объединить с группой тех людей, которые чувствуют себя в ней неуверенно, ослабить напряженность и натянутость в атмосфере, существующей в группе. Помогают концентрировать внимание.

При выборе методов и приемов в своей работе педагог ориентируется как на всю группу в целом, так и на индивидуальные особенности учащихся.

Таким образом, наряду с раскрытием творческого потенциала, драматерапия помогает создать положительный эмоциональный настрой в группе и индивидуально повысить адаптационные способности учащихся.