Детский ортопедический санаторий «Пионерск»
Федеральное государственное бюджетное учреждение Минздрава России

I Блок занятий для детей младшего школьного возраста


Занятие №1. «Волшебный мир театра»

Цель:

  • повышение адаптивных навыков учащихся с помощью приемов педагогической драматерапии.

Задачи:

  • знакомство детей друг с другом и педагогом;
  • создание доброжелательной атмосферы;
  • выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний;
  • развитие речи и мышления учащихся.

Ход занятия:

Звучит спокойная музыка. Дети заходят в арт-студию, рассаживаются на местах.

Здравствуйте, ребята! Мне очень приятно видеть ваши приветливые лица и добрые глаза. Сегодня мы с вами отправимся в замечательное путешествие. Какое – я расскажу чуть позже. Но сначала мы  должны будем познакомиться. А сделаем мы это необычным образом. Вы должны назвать себя по имени так, как хотите, чтобы вас называли окружающие. Но называете не только свое имя, но и того, кто стоял впереди вас.

Дети вместе с педагогом выстраиваются в круг, представляются друг другу.

Теперь все в порядке! Мы с вами знакомы, а с хорошими знакомыми можно и в путешествие отправиться.

Ребята, мы с вами отправляемся в волшебный мир театра. Кто из вас знает, что такое театр? (Дети отвечают).

Правильно, ребята, театр – это игра, фантазия, воображение, исполнение ролей и многое-многое другое.

Сегодня мы приоткроем театральный занавес и, как настоящие артисты, попробуем сыграть различные роли.

Давайте и мы немного пофантазируем и представим себя:

  • бегущими по горячему песку;
  • ходящими по битому стеклу;
  • мячиками;
  • бабочками.

На протяжении выполнения упражнения звучит соответствующая музыка.

А теперь мы пофантазируем с помощью перчаточных кукол. Каждый из вас получит свою куклу. (Педагог раздает детям кукол).

Итак, сейчас по очереди каждый из вас попытается представиться от лица вашего героя, немного рассказать о себе.

Дети от имени кукол представляются, рассказывают о себе.

Мы пообщались с помощью кукол, постарались передать через них свое настроение, отношение к окружающим, а теперь мы опустимся на пол и представим себя в роли цветов на лугу.

 

Релаксационное упражнение «Цветы на лугу»

Сидя на ковре, согнув ноги в коленях, обхватив их руками и опустив голову, дети изображают спящие цветы. Под музыку педагог предлагает «цветам» раскрыться и подставить головки солнышку. Дети опираются на руки, расслабляют ноги, закрыв глаза, несколько минут спокойно отдыхают.

Что мы видим? Пока мы отдыхали, пошел сильный дождь. Давайте представим себе дождливую погоду и исполним танец, который называется «Дождик». Исполняется интеграционный танец «Дождик». Дети стоят или сидят в кругу, лицами внутрь круга.

«Веет ветер» - взмахи руками над головой.

«Падает дождь» - двумя руками, перебирая пальцами, показать падающий дождь.

«Веет ветер» - взмахи руками над головой.

«Падает дождь» - двумя руками, перебирая пальцами, показать падающий дождь.

«Молния» - хлопаем в ладоши.

«Гром» - топаем правой ногой.

«Молния» - хлопаем в ладоши.

«Гром» - топаем левой ногой.

«Радуга» - разводим руки над головой в правую сторону, затем в левую сторону.

Вы очень хорошо путешествовали вместе со мной, окунулись в мир театра, попробовали исполнить различные роли.

Как вы думаете, почему в начале занятия я назвала мир театра волшебным? (Ответы детей).

Теперь мы должны поблагодарить друг друга за прекрасное общение.

Давайте возьмемся за руки и посмотрим на соседа справа, слева, улыбнемся и поаплодируем. Вы – настоящие молодцы! До следующей встречи! (Аплодисменты).

 

Занятие №2. «В гостях у Мельпомены»

Цель:

  • развитие коммуникативных качеств участников;
  • сокращение эмоциональной дистанции между участниками;
  • проигрывание наиболее значимых эмоциональных состояний.

Задачи:

  • поддержка и развитие творческого самовыражения;
  • развитие вариативности мышления;
  • формирование интереса к себе и другим;
  • получение позитивной обратной связи для укрепления самооценки.

Ход занятия:

Здравствуйте, друзья! Меня зовут … мне очень приятно видеть ваши приветливые лица и добрые глаза. Давайте начнем наше занятие со светлой, доброжелательной улыбки, такой же, как звучащая музыка. Сегодня мы с вами отправимся в одно очень увлекательное путешествие: в мир театра. Давайте познакомимся перед началом нашего путешествия. А поможет нам в этом вот этот клубок.

Все встают в круг и по очереди передают клубок из рук в руки, называя свое имя и качество характера на первую букву своего имени, не выпуская нитку из рук, пока круг не замкнется.

Вот теперь все в порядке! Мы с вами знакомы, можно сказать, связаны одной нитью, а с хорошими знакомыми можно и в путешествие отправиться.

(Звучит музыка).

Друзья! Мы с вами перенеслись в волшебный мир театра. Посмотрите на героев, шагающих нам навстречу.

(Выходят Капелька и Хохотунчик, ростовые куклы. Они спорят между собой).

Хохотунчик (весело) Моя сказка лучше!

Капелька (грустно) Нет, моя сказка лучше!

Хохотунчик (весело) А я говорю – моя!!!

Капелька (грустно) А я говорю – моя!!!

Хохотунчик (весело) Вот послушай! В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, он был очень веселый…

Капелька (грустно) Нет, послушай меня… В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, он был очень грустный…

Хохотунчик и  Капелька давно живут в стране Мельпомены, но постоянно спорят между собой. Так как страна Мельпомены – это страна театра, фантазии, воображения, то мы с вами присоединимся к персонажам и продолжим наш путь в ритме танца.

Для этого мы все должны взяться за руки…

Исполняется интеграционный танец «Рыцарский».

Хохотунчик. (весело) Моя сказка лучше!

Капелька (грустно) Нет, моя сказка лучше!

Капелька,  Хохотунчик, не ссорьтесь! Кажется, мы поняли, в чем ваша проблема и  попытаемся вам помочь. Давайте попробуем завершить сказки вместе с персонажами.

Всем присутствующим раздаются «театральные маски» 2-4 цветов в зависимости от того, сколько планируется групп. Каждая группа занимает определенное место.

Ведущий дает инструкцию (устно), раздаточный материал и перчаточных кукол (сказочных персонажей).

Инструкция:

  1. На всю работу вам дается 10 минут.
  2. Завершите сказку и расскажите ее от имени вашего персонажа.
  3. Количество персонажей сказки не ограничено.
  4. На плакате изобразите жилище вашего царя.
  5. На цветном листке ответьте на вопрос: «Чему учит ваша сказка?».
  6. Расскажите свою сказку другим группам.
  7. Вперед, в страну фантазии и воображения.

Звучит приятная музыка. Участники выполняют задания.

Ведущий по истечении времени собирает цветные листки и вывешивает их в разные места на доске.

Дорогие друзья! Кто желает рассказать нам свою сказку, просим выйти к доске.

Участники рассказывают сказки, сопровождая рассказ показом и выражая главную мысль сказки.

Дорогие Капелька и Хохотунчик, понравились ли вам сказки? Понравились ли вам  сказки? Почему?

Ваши сказки в чем-то схожи, в чем-то различны, но каждая имеет право на существование, каждая по-своему интересна и поучительна. И ссориться тут нет причины.

Очень скоро в стране Мельпомене пройдет Сказочный турнир, все ваши сказки примут в нем участие, а кто-то может придумать свою сказку, ведь в этой стране возможно все.

Ведущий приглашает всех в круг.

И сейчас у нас в руках – волшебная палочка, которая поможет вам рассказать о впечатлениях от сегодняшнего путешествия. Но так как в сказках волшебные предметы часто помогают исполнить только три желания, так и наша волшебная палочка разрешает сказать каждому только по три слова.

(Палочка передается по кругу всем участникам).

Спасибо всем за участие, за ваши добрые глаза и приветливые улыбки. (Аплодисменты).

 

Занятие №3. « Тайна Золотого ключика»

Задачи:

  • формирование интереса к себе и товарищам;
  • развитие вариативности мышления;
  • стимулирование творческого самовыражения.

Здравствуйте, ребята! Сегодня прекрасный день. Посмотрите вокруг. Нас окружает множество предметов, которые мы любим и не очень. Давайте встанем в круг и попробуем изучить интересы друг друга. По очереди мы будем называть свое любимое занятие, а стоящий справа от нас должен назвать то, чем любит заниматься он сам и впереди стоящий. Таким образом, мы немногим больше узнаем друг о друге.

«Хобби».

Дети выполняют задание.

Итак, у каждого из нас внутри есть Золотой ключик, который оберегает определенную тайну. Давайте сегодня заглянем внутрь себя и постараемся раскрыть свои творческие таланты.

Разминка «Ритмическое эхо».

Под музыку учащиеся повторяют за педагогом те движения, которые он показывает: танцевальные, голосовые, мимические. Задача педагога – добиться синхронизации движений всех членов группы. Движения должны быть интересными, легкими в повторении.

«Волшебники».

А сейчас, дорогие ребята, мы все постараемся превратиться в волшебников. Будем работать в парах. (Деление на пары). Я вам раздам по 2 листочка с изображением фигур «волшебников». У всех они совершенно одинаковы. Ваша задача – дорисовать эти фигуры, превратив одну из них в «доброго», а другую – в «злого» волшебников.

Но это не все, вы должны придумать, что совершил «злой» волшебник, и как его победил «добрый» волшебник.

Дети выполняют задание.

А сейчас мы с вами с помощью инсценировки «Весенний денек» и театральных костюмов попытаемся изобразить «злого» и «доброго» героев сказок: Бабу-Ягу и Василису, Зиму и Весну.

Инсценировка «Весенний денек».

Диалог  с ролевой  окраской текста.

  • Какой прекрасный денёк сегодня!
  • Да! А вчера целый день лил дождь и был сильный ветер!
  • Сегодня солнышко светит совсем по-весеннему.
  • Мне тоже нравится такая погода!
  • Скорей бы уж лето!
  • Это уж точно.

Упражнение «Покажи рукой».

Участники садятся в круг. Педагог просит каждого поднять вверх любую руку. Затем он предлагает показать рукой на того, кто, с точки зрения каждого участника, обладает определенным свойством. Педагог дает следующие задания: «Покажите самого активного сегодня». (Самого веселого, самого обаятельного, того, кто сегодня удивил, того, кто помог вам сегодня, того, кто особенно много шумел и т.д.)

Спасибо всем за проявление творческой инициативы!