Детский ортопедический санаторий «Пионерск»
Федеральное государственное бюджетное учреждение Минздрава России

II Блок занятий для детей среднего школьного возраста


Занятие №1. «Театральные подмостки»

Задачи:

  • формирование интереса к себе и другим;
  • развитие вариативности мышления;
  • поддержка и развитие творческого самовыражения.

Ход занятия:

Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня мы с вами окунемся в мир театрального искусства, научимся смотреть на себя не только как на обычных девчонок и мальчишек, но и как на настоящих актеров, исполняющих различные роли. А для начала познакомимся. Давайте все вместе встанем в круг. Теперь по очереди, начиная с меня, произносим свое имя и показываем какой-нибудь, присущий нам, жест.

Проходит знакомство «Имя и жест».

Наше путешествие на театральные подмостки начнется с театральной костюмерной. Представим себе, что мы уже на месте. Попав сюда, каждый из нас преобразится в сказочного героя. Какие же герои встретятся нам в костюмерной? Посмотрите, здесь стоит сундук. Давайте-ка приоткроем его. (Детям раздаются театральные костюмы или атрибуты костюмов). Каждый из вас должен представиться от лица вашего героя, немного рассказать о себе. Каждое предложение представления должно начинаться словами: «Я», «Мой», «У меня». Например, «Я – «Белый рыцарь». Я люблю лошадей. Я сильный, могу защитить кого-нибудь. У меня много друзей».

«Театральная костюмерная».

Дети выполняют задание.

Чье описание понравилось больше всего? Почему? (Дети отвечают).

Ну а теперь, после выполнения такого творческого задания, мы попытаемся установить импульс нашей группы. Для этого мы встанем в круг и возьмемся за руки. Как вы думаете, за какое время импульс обойдет весь круг? (Дети отвечают). А теперь я приведу импульс в движение с помощью легкого рукопожатия в левую сторону (проводится упражнение), а затем, в правую сторону. Мы проверили наш импульс, а теперь мне хотелось бы вас всех на время превратить в «Желе». Вы должны встать в одну линию, плечом к плечу друг с другом (можно встать в два ряда). Вы – «желе», одно целое. Я показываю вам свои ладони – это поднос, на котором вы находитесь. Теперь я буду совершать определенные действия, а вы – изображать то, что я показываю.

Упражнение «Желе».

(Педагог начинает производить различные действия – трясет «поднос с желе», смещает его влево, вправо, приседает. Все, что происходит с «желе на подносе», происходит с участниками, при этом они должны  действовать как единое целое).

Спасибо, ребята! Закончим наше занятие так: бросая по очереди мяч друг другу, будем говорить о сильных сторонах того, кому направляем мяч. Мяч должен побывать у каждого.

Спасибо за работу! (Аплодисменты).

 

Занятие №2. «Театральный калейдоскоп»

Цель:

  • раскрытие творческого потенциала учащихся.

Задачи:

  • коррекция настроения, отдельных черт характера ребенка;
  • сокращение эмоциональной дистанции между учащимися;
  • формирование умения действовать в условной театрализованной ситуации.

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята! Вы отлично выглядите. Давайте с вами поздороваемся, но сделаем это необычно: мы говорим «Здравствуй!» рядом стоящему и делаем ему «подарок», который изображаем при помощи пантомимы.

Упражнение «Подарок».

Дети вместе с педагогом выполняют задание.

«Сказочный герой».

Сегодня я хотела бы всех вас познакомить с некоторыми персонажами ростовых кукол. Сейчас мы образуем 4 группы (ребята с помощью жеребьевки в виде «театральных масок» 4-х цветов делятся на 4 группы). Каждая группа получит свой персонаж. Вы должны, взаимодействуя в группах, придумать своему персонажу имя, определить, откуда, из какой сказки он к нам прибыл. Из группы выбирается один человек, который надевает ростовую куклу и начинает рассказывать про своего героя, используя особенности голоса, жестов.

Дети выполняют задания.

Вы прекрасно пофантазировали. Все 4 группы достойны аплодисментов. (Аплодисменты).

Релаксационное упражнение «Птенцы».

А теперь я прошу всех встать в круг. Сейчас мы с вами будем познавать окружающий мир… Скажите, вы знаете, как появляются на свет птенцы? Сначала в скорлупке развивается маленький птенчик. Через некоторое время он разбивает скорлупку своим маленьким клювиком и вылезает наружу. Ему открывается большой, яркий, неизведанный мир. Все ему ново: и цветы, и трава, и осколки скорлупы. Ведь он никогда этого не видел. Тогда давайте присядем на корточки и начнем разбивать скорлупку. Вот так! Все! Разбили! Теперь исследуем окружающий мир – познакомимся друг с другом, пройдемся по комнате, принюхаемся к предметам. Но учтите, птенцы не могут разговаривать, они только пищат.

Дети выполняют задания.

Ну, что же, мы с вами были цыплятами, а теперь полетим на самолете.

Интеграционный танец «Самолет».

Описание танца:

Правая рука вытягивается вперед, пальцы собраны в кулак, выставлен вверх только большой. 2 раза делаем движение вниз попеременно правой,  затем левой рукой, затем складываем руки на груди и изображаем, что смотрим в иллюминатор, сначала справа, затем слева. Далее, повторяем движения сначала, затем расправляем руки, изображаем «крылья» самолета, двигаемся по пространству.

Танец исполняется до тех пор, пока играет музыка.

Замечательно мы с вами полетали на нашем самолете. Мы прилетели в Японию, в «Театр Кабуки». Сейчас мы поделимся на две команды и встанем в шеренгу друг против друга. Давайте поиграем.

Игра «Иван Царевич, Змей Горыныч, Царевна».

(Игра строится по принципу «Камень, Ножницы, Бумага». На счёт «три» ребята всей командой изображают при помощи жестов одного из персонажей. Змей Горыныч – руки высоко подняты над головой и немного наклонены вперёд (звук «р-р-р»). Царевич – имитирование укола мечом с шагом вперёд. Царевна – руки прижаты к туловищу, ладони держат воображаемые края платья (звук «ти – ти - ти »)).

Победители оцениваются следующим образом:

Комбинация Царевна – Змей Горыныч = (побеждает) Змей Горыныч (он злой и коварный, крадёт Царевну)

Царевна – Иван Царевич = Царевна (она очаровывает юношу своей красотой)

Змей Горыныч – Иван Царевич = Иван Царевич (он храбрый и побеждает Змея Горыныча)

Команды выполняют задание.

Вы славно потрудились. Поэтому давайте образуем круг и завершим работу «Комплиментами».

Упражнение «Комплимент».

Мы по очереди будем делать комплименты. Начнем с ученика, стоящего рядом со мной. Посмотрите на него. Вспомните, как он выполнял различные задания, то, как он говорит, смеется. А теперь я сделаю ему комплимент, он – следующему и так далее, до последнего участника нашей группы.

Дети выполняют задание.

А теперь возьмемся за руки, улыбнемся друг другу.

Всем спасибо. (Аплодисменты).

 

Занятие №3. «Театр миниатюр»

Задачи:

  • формирование интереса к себе и другим;
  • поддержка и развитие творческого самовыражения;
  • развитие вариативности мышления.

Ход занятия:

  1. Выполнение упражнений на воображение «Бабочки», «Рыбки в аквариуме». (Разминка).
  2. Сегодня мы с вами попробуем сыграть множество ролей различных миниатюр, но делать это будем экспромтом, при помощи импровизации, без особой на то подготовки.

Начнём с импровизации «Солнечный денёк».

Действующие лица: Солнце, Цветы, Кузнечик, Червячок, Петух, Ветерок.

Прекрасно утром в лесу. Появляется яркое, улыбающееся Солнышко. Цветы радуются его появлению, они радостно тянутся к его лучам. Ветерок овевает их со всех сторон, Цветы колышут своими лепестками. Вдруг появляется весёлый Кузнечик. Он прыгает с цветка на цветок, хлопая крыльями. Неподалёку ползает маленький Червячок. Он греется на Солнышке, подставляя ему своё пузико. Тут появляется замученный Петух. Он громко кукарекает так, что Кузнечик трясётся от испуга. Петух, довольный собой, продолжает кукарекать и хлопает крыльями. Вдруг он замечает Цветы, которые ему не нравятся. Петух начинает мять и топтать их. Солнце перестаёт улыбаться и прячет свои лучики. Ветерок же разбушевался и набросился на Петуха. Петух убегает, но хватает и уносит с собой бедного Червячка. Кузнечик тоскует по своему другу Червячку и тихонько плачет. Так заканчивается  эта история, а вместе с ней день, и начинается ночь.

 

Миниатюра «Однажды ночью».

Действующие лица: Ночь, Ветер, Деревья, Похититель, Конь, Воробей, Пёс, Хозяин, Хозяйка.

Ночь. Завывает Ветер. Раскачиваются Деревья. Между ними пробирается Похититель. Он ищет конюшню, где спит Конь. Ему что-то снится, он слегка перебирает копытами и ржёт. Недалеко от него пристроился Воробей, он дремлет, иногда то открывает, то закрывает то один, то другой глаз. На привязи на улице спит Пёс. Деревья качаются со страшным гулом, шумят. Похититель пробирается в конюшню и хватает Коня за уздечку. Воробей тревожно чирикает. Пёс лает. Выбежала Хозяйка, заохала, запричитала. Выскочил Хозяин. Похититель убежал. Хозяин ведёт Коня  в конюшню. Пёс радостно прыгает. Воробей летает вокруг. Деревья шумят и раскачиваются. Ветер летает между деревьями. Хозяин гладит Коня, бросает ему сено. Всё успокаивается. Пёс ложится и засыпает. Дремлет Воробей, стоя засыпает Конь.

 

Миниатюра «Три медведя».

Действующие лица: Зима, Снег, Избушка, Михайло Потапыч, Настасья Потаповна, Мишутка, Дед Мороз, Стул, Миска, Подушка, Деревья, Кусты.

Стояла суровая Зима. Падал и падал Снег. Он падал на Деревья, на Кусты, на Избушку, стоящую в лесу. А в Избушке сидели Михайло Потапыч, Настасья Потаповна и Мишутка. Михайло Потапыч проверял на прочность только что отремонтированный Стул: он со всего маху салился на него и вставал, снова садился и снова вставал. Настасья Потаповна любовалась на своё отражение в чисто вымытой Миске. Мишутка бегал вокруг, подбрасывал и ловил любимую Подушку. Они были заняты хозяйственными делами и забыли, что на улице уже стоит суровая Зима, падает Снег, который пригибает к земле Деревья, ложится на Кусты. Вдруг Избушка затряслась под тяжестью Снега, и Михайло Потапыч, Настасья Потаповна и Мишутка быстро выбежали из неё. Тут из-за Деревьев и Кустов к ним вышел Дед Мороз. Дед Мороз был очень удивлён. Что такое? Стоит Зима, Снег падает на Деревья, Кусты и Избушку, а Михайло Потапыч, Настасья Потаповна и Мишутка  не спят, а шатаются по лесу. Почему? Михайло Потапыч принёс из Избушки Стул и посадил на него Деда Мороза. Настасья Потаповна принесла из Избушки Миску  и подарила её Деду Морозу. Мишутка принёс из Избушки Подушку и положил её на Стул, чтобы Деду Морозу было удобнее сидеть. Дед Мороз расчувствовался и, решив сделать подарок медведям, взмахнул рукой… По прежнему стояла суровая Зима, падал и падал Снег. Он падал на Деревья, на Кусты, на Избушку, стоящую в лесу. А в Избушке сладко спали Михайло Потапыч на Стуле, Настасья Потаповна  в обнимку с Миской и Мишутка  на любимой Подушке.

 

Миниатюра «Из жизни пиратов».

Мужские роли: Ветер, Корабль, Дождь, Рыбы, Пираты, Попугай.

Женские роли: Остров, Пальмы, Кокосы.

На море дул сильный ветер, подбрасывая корабль, как щепку. Лил дождь. Из моря выпрыгивали рыбы, взывая о помощи. На корабле находились пираты, все играли в карты и пили ром. Корабль стал приставать к острову. Пираты сошли на берег. На острове стояли пальмы. На одной из раскидистых пальм сидел попугай и пощипывал свои перья. Один из пиратов полез на пальму, чтоб поймать попугая, но тот упорхнул, сказав что-то по-немецки. Пират упал с пальмы. Другой пират попытался трясти другую пальму, чтобы собрать немного растущих на ней кокосов. Кокосы были спелыми и посыпались с пальмы, ударив пирата по голове. Остальные пираты, усевшись под пальмы, обнялись и запели народную пиратскую песню «Ой, люли-люли». Корабль по-прежнему пытался пристать к острову, лил дождь, дул ветер, и рыбы напоминали своими криками об отвратительной экологии.

 

3. А продолжим мы наш театр миниатюр после небольшой физкультминутки.

Упражнение «Освобождение от мышечного зажима».

Дети под хлопки, определяющие ритм движения, шагают по кругу. По команде воспитателя учащиеся «зажимают»:

  • правую руку;
  • правую ногу;
  • левую руку;
  • левую ногу.

Затем «освобождают»:

  • правую руку;
  • правую ногу;
  • левую руку;
  • левую ногу.

Повторяют упражнение 2 раза.

4. Следующий экспромт – со словами:

«Бременские немузыканты».

Действующие лица: Осёл, Собака, Кот, Петух – по сигналу ведущего повторяют свои фразы.

Ведущий:

В деревне соседней в году позапрошлом

Крестьянин какой-то сошёл вдруг с ума:

Он выгнал всю живность, которая в доме

Уж лет пятнадцать бок о бок жила.

А жили с ним все эти годики в мире

Осёл шебутной…

Осёл:

Лошадь я в перспективе!

Ведущий:

Собака, которая уж не рычала…

Собака:

Гав! Горло хочу промочить я сначала!

Ведущий:

Жил старый разбойник, любивший сметану…

Кот:

Мур – мяу, вдруг толстым и важным я стану!

Ведущий:

В компании этой петух был не лишним…

Петух:

Ку – ка – ре – ку – ку! В Москве даже слышно!

Ведущий:

 

Компания тихо брела по дороге,

Устали у бедных и лапы, и ноги.

Вдруг свет показался в избушке лесной –

У страшных разбойников там дом родной.

И стали друзья прямо тут обсуждать,

Как лучше разбойников им напугать.

Собака вдруг первой тихо сказала:

Собака:

Гав! Горло хочу промочить я сначала!

Ведущий:

Осёл же решил, что и он не пассивен.

Ещё бы!

Осёл:

Лошадь я в перспективе!

Ведущий:

Кот очень боялся ночного тарана.

Кот:

Мур – мяу, вдруг толстым и важным я стану!

Ведущий:

Петух предложил шайку всю напугать,

Разбойников криком решил разогнать.

Ведь, если не он, поможет кто ближним?

Петух:

Ку – ка – ре – ку – ку! В Москве даже слышно!

Ведущий:

Звери тихонько к избушке пошли,

И громко, все разом кричали они.

(Все кричат вместе)

Разбойники мигом сбежали из дома.

Кто в нём поселился? Они вам знакомы.

И жили еще много лет в доме в мире

Храбрый осёл…

Осёл:

Лошадь я в перспективе!

Ведущий:

Собака, которая грозно рычала…

Собака:

Гав! Горло хочу промочить я сначала!

Ведущий:

И тонкий ценитель домашней сметаны…

Кот:

Мур – мяу, вдруг толстым и важным я стану!

Ведущий:

А главный – петух, совсем он не лишний…

Петух:

Ку – ка – ре – ку – ку! В Москве даже слышно!

 

Ну, а теперь итоговый экспромт, который называется

«Сказка о кровожадном Змее Горыныче и доблестном молодце Харитоне».

Действующие лица: Занавес, Солнце, Собаки, Кошки, Овцы, Петухи, Соловьи, Вороны, Куры, Коровы, Гуси, Свиньи, Кони, Рыбы, Дворец, Царь, Царица, Царевна Басечка, Капуста, Морковка, Свекла, Горох, Огурцы, Яблоня, Ветер, Туча, Небо, Гром, Молния, Змей Горыныч, Птички, Деревья, Кусты, Тропинка, Харитон.

Занавес открывается.

Утро в деревне началось, как обычно. Взошло солнце. Залаяли собаки, замяукали кошки, заблеяли овцы, запели петухи, соловьи, закаркали вороны, закудахтали куры, замычали коровы, загоготали гуси, захрюкали свиньи, заржали кони, рыбы молчали.

В этой деревне стоял прекрасный царский дворец. Во дворце жили: царь, царица и царевна Басечка.

Как обычно, утром, царица и царевна вышли в огород поработать. Огород у них был замечательный. На грядках росли: капуста, морковка, свекла, горох, огурцы, а посередине огорода стояла большая яблоня. На ней росли наливные румяные яблоки.

Царица и царевна пропололи капусту, повыдёргивали сорняки, но вдруг налетел ветер, небо заволокло тучами, загремел гром, сверкнула молния: с яблонь посыпались яблоки, и появился трехглавый Змей Горыныч, схватил Басечку и уволок в своё логово.

Занавес закрывается.

Занавес открывается.

Царица, умываясь слезами и причитая, рассказывает царю о горе. Царь издаёт указ: «Кто спасёт мою дочь – получит полцарства и возьмёт её в жёны».

Спасти царевну Басечку вызвался богатырь Харитоша.  Сел Харитон на лихого коня и помчался вызволять царевну.

Занавес закрывается.

За занавесом происходит бой Харитоши и Змея.

Занавес открывается.

Лес. Поют птички, шумят деревья, шуршат кусты, между деревьями петляет тропинка. По тропинке на лихом коне едут победитель Харитоша с булавой в руке и счастливая Басечка. Процессию встречает ликующий народ. Царь, царица со словами благодарности бросаются на широкую грудь Харитоши. Все радуются. Приветственно мычат коровы, восторженно хрюкают свиньи, весело ржут кони, лают собаки, мяукают кошки, поют петухи, соловьи, каркают вороны, кудахчут куры, рыбы молчат.

Занавес закрывается.

Ведущий: Я благодарю всех за великолепную игру, за активное участие в работе нашего театра. Спасибо!

 

5. Упражнение «Дождик»

Это упражнение помогает снять напряжение после выполнения трудных заданий.

Учащиеся встают в круг. Воспитатель в центре. Просит, чтобы участник, которому посмотрит в глаза (и только он), начал повторять его движения и продолжал делать это движение до тех пор, пока воспитатель опять не посмотрит ему в глаза. Педагог встаёт лицом к одному из участников, рассказывает историю о дождике и, медленно оборачиваясь, «задействует» очередных участников.

Мы находимся на лесной поляне. Сегодня тёплый весенний день. Но неожиданно на небе собрались тучи и на листья начали падать первые капли дождя (воспитатель трёт ладони и начинает медленно поворачиваться, смотря в глаза очередным участникам). Но дождь усиливается (начинает хлопать руками по бёдрам), оказывается, что это первая летняя буря с грозой (топает). Но гроза отдаляется (хлопает руками по бёдрам), уже падают только одиночные капли (трёт ладони) и снова выходит солнце (разводит руками перед собой). Всем большое спасибо! (Аплодисменты).